Коллизии в правовом регулировании стоматологической службы

Резюме. Допущенные в нормативных актах коллизии по регулированию стоматологической службы препятствуют     разработке основных плановых показателей деятельности. И свидетельствуют о том, что изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению  его содержания. Данные факты требуют пристального внимания руководителей стоматологической службы,  СтАР  к разработке  нормативной базы по регламентации деятельности лечебно-профилактических учреждений.  Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции, практический опыт в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства…

Ключевые слова: правовое регулирование,  стоматологическая служба, коллизии, планирование нагрузки на приеме, обоснования  числа посещений, числа услуг, УЕТ.

Актуальность

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение    нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий   и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Функционирование государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного и добровольного медицинского страхования, переход   к рыночным отношениям возложил на руководителей большую ответственность за организацию медицинской помощи, ее качество и  экономическое состояние учреждений.   Они сами выбирают направления деятельности, определяют номенклатуру  и виды оказываемых услуг, совершают  сделки, которые не противоречат действующему законодательству. В целях снижения риска потерь  каждое  медицинское учреждение руководствуется нормативно-правовыми документами, которые регулируют их деятельность,   обосновывают предполагаемые решения, цели, стратегию. Особенно актуальными являются вопросы текущего  планирования кадров, финансово-экономической деятельности,   нагрузки на приеме, обоснования  числа посещений, числа услуг, УЕТ, санированных и т. д.

Материалы и методы исследования

Основополагающими  документами, регламентирующими данные аспекты деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений,   являются:

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях” от 7 декабря 2011 г. № 1496н.
  2. Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 декабря 2011 г. N 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
  3. «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (утв. Минздравом РФ N 2510/9257-01, ФФОМС N 3159/40-1 28.08.2001). Приложение 3. «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)».
  4. Методические рекомендации «Методика  расчета потребности субъектов Российской Федерации  в медицинских кадрах» (2011) подготовлены авторским коллективом Центрального научно-исследовательского института информатизации и организации здравоохранения Минздравсоцразвития России в рамках Государственного контракта N К-16-НИР/56 от 24.08.2009.
  5. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (утверждена Минздравсоцразвития России 12.07.2004 г.).

Результаты и их обсуждение

Определенный интерес вызывает информация, изложенная в данных документах,    и  отражающая реперные   критерии, позволяющие  рассчитать планируемое число посещений, УЕТ на приеме врачей-стоматологов.

В   «Методических рекомендациях   расчета потребности субъектов Российской Федерации  в медицинских кадрах» (2011)  представлен алгоритм расчета потребности населения во врачебных кадрах для текущего планирования здравоохранения с целью выявления недостатка или избытка кадров здравоохранения на региональном и государственном уровнях и оценки эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов.

Особенностью проведенного расчета потребности во врачебных кадрах является определение их количества, необходимого для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ПГГ).

В этом же документе  («Методика   расчета потребности субъектов РФ  в медицинских кадрах») представлена таблица 1.10, в которой отражена функция врачебной должности в посещениях в течение года.

Таблица 1.10

Функция врачебной должности при различных режимах работы врача

Специальность      Число посещений в год на одну должность врача
При полном использовании бюджета рабочего времени (5,5 часов) При наличии
сокращения рабочего времени на другие работы (5 часов)
С учетом региональных особенностей организации помощи
Дети Взрослые Дети Взрослые Дети Взрослые
Стоматология 5477 4987 4979 4534  —  —
Ортодонтия 3255 <*> 2959 <*>  —  —
Зубопротезирование <*> 3699 <*> 3363  —  —

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2001 г. N 550 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» были разработаны «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденные Минздравом России и ФФОМС 28 августа 2001 г. и согласованные с Минфином России. В качестве приложения 3 в них включен «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)». Согласно примечанию к Классификатору: 1. Учет труда врачей стоматологического профиля и зубных техников проводится по условным единицам трудоемкости ((УЕТ). 2. За 1 УЕТ на терапевтическом, хирургическом приеме принят объем работы врача, необходимый для лечения среднего кариеса (I класс по Блеку), завершенного наложением пломбы из цемента. Врач при шестидневной рабочей неделе должен выполнить 21 УЕТ в смену, при пятидневной — 25 УЕТ в смену».

В приложении 2 документа (Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 декабря 2011 г. N 20-2/10/1-8234)  к  Таблице 3.2 «Относительные коэффициенты стоимости одного посещения по специальностям» приведена сноска, которая гласит  «одно посещение к стоматологу включает не менее 4 УЕТ».

В соответствие с  «Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении» (2004) пунктом  5.5. Общие принципы построения Реестра работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат   за  1  условную  единицу трудозатрат (УЕТ) принимается 10 минут    рабочего  времени.

Как известно врачи-стоматологи лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов)   имеют сокращенную     33-часовую  рабочую неделю (приложение 2 к  Постановлению Правительства РФ от 14.02.03 № 101), т.е. их рабочий день составляет 6,6 час.  при пятидневной (33 : 5) и 5,5 час. при шестидневной рабочей неделе (33 : 6).

Письмом Минздрава России от 29.04.2003г. № 15-2510/7618-03  “Продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности”   были даны разъяснения, что   врачи-стоматологи-хирурги имеют также сокращенную  33-часовую     рабочую неделю.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1992 № 65, утвердившего Разъяснение Минтруда РФ от 29.12.1992 № 5, норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели. Ежедневное время работы определяется путем деления недельной продолжительности рабочего времени на 5 и составляет 6,6 час. (33: 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 581, в 2012 г.  регламентировано   249 рабочих дней (при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями).   При оценке годового бюджета  рабочего времени   врача-стоматолога  необходимо  учитывать, что каждому работнику  предоставляется  ежегодный  основной  оплачиваемый  отпуск  продолжительностью  28  календарных дней (ст. 115 ТК РФ).  Итак, годовой бюджет рабочего времени врачей-стоматологов будет соответствовать 221 дню (249-28).

В  бюджете  рабочего  времени  врача-стоматолога   должно быть учтено в соответствующей пропорции время:  на отдых — 10 мин.,  на личные надобности   —   10   мин.,   утренние   конференции  —  10  мин., санитарно-просветительную работу — 11 мин.,   итого 41 минута  (приложение к приказу МЗ РФ «Об утверждении инструкции по расчету УЕТ работы врачей-стоматологов и зубных врачей»  от 15.11.2001г. № 408. пункт 11 приложения).   Продолжительность рабочего времени врача-стоматолога в смену соответствует  355 мин. [6,6 часа х 60 мин. – 41 мин]  или 5,917 часа.

Итак, руководствуясь данными документами, постараемся  разработать основные плановые показатели деятельности  врача-стоматолога-терапевта в смену (при 5-ти дневной рабочей неделе), работающего  в типовой стоматологической поликлинике по обслуживанию взрослого населения  (табл. 1).

Таблица 1

Основные плановые показатели  врача-стоматолога-терапевта в смену

№доку-мента Наименование документа Рекомендуемые показатели Планируемые показатели
Числопосе-щенийв год ЧислоУЕТ Время, затрачи-ваемое на 1 УЕТ(минут) Числопосещенийв день Число УЕТв день Время, затрачи-ваемоена 1 УЕТ(минут)
6 Номенклатура работ и услуг в здравоохранении. 10 8,87(35,5 УЕТ / 4УЕТ) 35,5(355 мин. / 10) 10
5  «Методика   расчета потребности субъектов РФ  в медицинских кадрах» 4987 22,56(4987посещ. / 221дней) 90,24(22,56 посещ. * 4 УЕТ) 3,65(5,5 часа / 22,56 посещ. /4 УЕТ)
3 Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 22 декабря 2011 г. N 20-2/10/1-8234 1 посещ не менее 4 УЕТ 22,56 90,24(4 УЕТ * 22,56 посещ) 3,93(355мин / 90,24 УЕТ)
4 Приложение 3. «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)».   —   25   ? 6,25(25 УЕТ / 4 УЕТ)   25  14,20 (355мин. / 25УЕТ)

Как видно из данных таблицы 1,  анализируемые нами,  показатели весьма вариабельны, что  препятствует планированию объемов стоматологической помощи. Использование данных показателей для формирования планов — заданий на медицинскую помощь в регионе, а также для целей формирования тарифов в системе ОМС для конкретных  ЛПУ некорректно.   Вопросы текущего  планирования кадров, финансово-экономической деятельности,   нагрузки на приеме, обоснования  числа посещений, числа услуг, УЕТ, санированных и т. д.   влияют  на  обоснование объемов стоматологической помощи, предоставляемой населению по программе  обязательного медицинского страхования (ОМС). Планирование объема медицинской помощи и расчет тарифов в системе ОМС являются взаимосвязанными задачами, позволяющими определить объем медицинской помощи, необходимый населению региона, и оценить стоимость ресурсов здравоохранения, требующихся для реализации данных объемов.

Допущенные в нормативных актах коллизии по регулированию стоматологической службы препятствуют     разработке основных плановых показателей деятельности. И свидетельствуют о том, что изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению  его содержания.

Данные факты требуют пристального внимания руководителей стоматологической службы,  СтАР  к разработке  нормативной базы по регламентации деятельности лечебно-профилактических учреждений.  Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции, практический опыт в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства.

Источник  Научно-методический отдел ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь внести свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *